Дымковская глиняная игрушка

С глубокой старины дымковские расписные свистульки были связаны со своеобычным местным праздником "свистуньей" или "свистопляской". О возниковении праздника существует несколько легенд.

Одна из легенд гласит, что в далекие времена город Хлынов (Сейчас он называется Вятка) был осажен новгородцами. Жители Хлынова попросили помощи своих давних союзников - устюжан.Пришедшие ночью устюжане по ошибке были приняты за врагов-новгородцев. Хлыновцы резким свистом подняли тревогу и атаковали пришельцев. Разобравшись же в трагическом недоразумении, союзники сообща напали на новгородцев и пргнали их. А празднование победы превратилось в панихиду по убиенным. С тех пор и повелось: каждый год весной, в день той битвы, поминали погибших воинов.А после панихиды возле часовенки в Разделихинском овраге начиналась веселая часть праздника, ярмарочная свистопляска ...

Не будет преувеличением сказать, что теперь любой дошкольник знаком с дымковской игрушкой.Узорное многоцветье беленых глиняных фигурок восхищает, как сиянье радуги на чистом снегу. А станешь присматриваться, поразишься разностью пластических, орнаментальных, красочных вариаций расписных скульптурок. Дымковские "куколки " бывают простые и нарядные, различаясь туалетами и принадлежностями."Кормилки" и "мамки" всегда изображались с ребенком на руках, "няньки" имеют при себе двоих или даже троих "ребят","барыни" и "барышни" держат в руках собачек, сумочки, зонтики, муфты, цветочки. "Хозяйки" несут корзиночки, уток, петухов, гусей, поросят, зайцев - значит, возвращаются с базара или ярмарки."Водоноскам" полагается коромысло с ведрами.
В кукольной одежде смело сочетаются детали деревенского и городского платьев, элементы народного и дворянского, штатского и военного костюма. Игрушечный человечий мир идин с природным. Как могучая зеленая шишка растет дымковское дерево. На ветвях и на самой вершинке лепятся птички: поодиночке, парами, иногда в гнезде, а то слетается целый птичий базар.
Маленькую желтую птичку "потку" обязательно лепят все мастерицы, с неё и сейчас начинают учиться дымковскому ремеслу.
Стиль росписи красочный, яркий, жизнерадостный, с включением сусального золота, но не крикливый.
Раскраска служит удачным аккомпонентом и дополнением формы, обогащает лепку в рисунке. Четырьмя-десятью красками дымковские мастерицы вызывали поистине феерический декоративный эффект.

<< Назад || Вперед >>

Сайт создан в системе uCoz