Один из самых распространенных в нашем искусстве персонажей - скоморох.
Скоморохов можно увидеть:
Скоморох то восседает на корове, то едет на свинье, то сидит верхом на козле.
А иногда это ряжаные в масках с длинными носами, с балалайками, гармошками,
трубами в руках.
Русский скоморох вышел из тумана славянского язычества. Тот факт, что скоморохов считали язычниками, связан с тем, что их "репертуар" в значительной степени состоял из утративших якобы магическое значение языческих песен, сказаний, драматических игрищ- сцен, ритуальных плясок.
Постепенно все больший удельный вес в творчестве скоморохов приобретает "глум" - сатира.
Если до 17 века светские власти запрещали выступления скоморохов лишь на территориях,
принажлежащих монастырям, то и дальнейшем началось повсеместное истребление
"сатанинских и бесовских игр скоморохов".
От морального осуждения был сделан шаг к "великой опале", к "битью батогами".
Приблизительно к концу 17 века скоморохи исчезают.
Было бы не совсем правильно объяснять исчезновение скоморохов только
царскими репрессиями.
Видимо, дело еще в том, что скоморохи уже изжили себя исторически.
В 17 веке развивается письменная драматургия.
Рождается профессиональный придворный театр (1660), а позже и публичный городской театр.
Но и исчезновением скоморохов в народе продоложали жить их традиции. На каждом празднике, на каждом торжестве находился музыкант и весельчак-острослов, развлекающий компанию. Большое влияние оказала творческая практика скоморохов на русский народный, а через него и на профессиональный театр.
Надолго остался в народном искусстве образ скомороха - в русских народных картинках (так называемый лубок), в декоративной скульптуре, в игрушке.